Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО признал литовский проект строительства моста на Куршскую косу угрозой для этого уникального объекта всемирного наследия. В этом месяце в Литву для изучения проектов строительства моста, а также терминала сжиженного природного газа в опасной близости от Куршской косы должна приехать инспекция ЮНЕСКО. Разговоры о строительстве моста на литовскую часть Куршской косы, который должен будет соединить косу с Клайпедой, велись много лет. В очередной раз эта тема возникла в начале этого года, когда литовские власти вновь предложили отказаться от паромов. С точки зрения экологической безопасности уникального природного объекта эта идея крайне неоднозначна: у неё есть и сторонники, утверждающие, что действующие паромы вредят экосистеме Косы гораздо больше, чем может повредить будущий мост, и противники, считающие, что любое усиление антропогенного воздействия на хрупкую полоску песчаной суши может её уничтожить. Важно отметить, что точки зрения в этом споре не зависят от гражданства отстаивающих их экологов. Например, в поддержку литовских планов высказался заслуженный российский эколог, руководитель рабочей группы по охране окружающей среды в Общественной палате Калининградской области Феликс Алексеев. А категорически против — представитель Литовской Республики в ЮНЕСКО Арунас Гелунас, пророчески заявивший в начале года: «ЮНЕСКО на это отреагирует, а в итоге будет направлена международная миссия экспертов, которая установит размер воздействия и ущерба». Директор российского национального парка «Куршская коса» Анатолий Калина однозначной позиции по этому вопросу не высказал, сказав лишь, что надеется, что решение литовской стороны о реализации проекта будет взвешенным и продуманным. А вот его коллега с литовской стороны была далеко не так дипломатична: по мнению Аушры Фесер, реализация правительственных планов приведёт к потере первозданности территории и поставит уникальный природный объект в один ряд с такими растиражированными туристическими курортами, как Паланга или Швянтойи. Вот у кого бы литовским и не только политикам поучиться цивилизованно себя вести, корректно обсуждать с другими сложные вопросы и по-человечески общаться с иностранными коллегами, так это у научного сообщества. Но нет: в ответ на все сомнения своих и иностранных граждан литовское руководство заявило, что это всё российская пропаганда и козни Кремля, который пытается сорвать строительство СПГ-терминала в Клайпеде; Клайпеда и Нида под литовской юрисдикцией, Литва – независимое государство, поэтому что хотим там, то и воротим. А ведь все без исключения эксперты, что российские, что литовские, вне зависимости от своих позиций по строительству моста и опасности для Куршской косы СПГ-терминала сходились на том, что любые инфраструктурные проекты на Куршской косе должны планироваться при тщательном экологическом мониторинге, с созданием международных рабочих групп, в которые обязательно должны быть приглашены научные
2000
работники. Всё это должно делаться в процессе межгосударственных консультаций Литвы и России, потому что коса – единый природный комплекс, который невозможно по-разному оберегать по две стороны российско-литовской границы, а в плане всемирного наследия это сфера совместной ответственности двух стран. По этой же причине всемирного наследия все проекты, затрагивающие Куршскую косу, должны контролироваться ЮНЕСКО. Опять же, об этом в один голос говорили и российские, и литовские эксперты. «Когда мы говорим о Куршской косе, то должны понимать её хрупкость и уязвимость. Знаю, что экскурсоводы на косе в некоторых местах просят туристов снимать обувь. Речь идёт об узкой песчаной полосе. Поэтому я тоже опасаюсь. Но чтобы эти опасения и недоверие к мосту рассеялись, нужно выложить на всеобщее обозрение все технические подробности проекта, все выкладки, которые доказывали бы его полную экологическую безопасность», — говорил в интервью RuBaltic.ru профессор Института океанологии РАН им. П.П.Ширшова, член Академии подводных искусств и наук США Анатолий Сагалевич. Литовская сторона этого, разумеется, не сделала. «Не хотелось бы для Куршской косы такой судьбы, чтобы нас склоняли как плохой пример. К тому же, Куршская коса попала в списки ЮНЕСКО как общий объект Литвы и России — я думаю, что это даст России возможность тыкать в нас пальцем и говорить, что мы нарушители», — утверждал представитель Литвы в ЮНЕСКО Арунас Гелунас. Этой возможностью Россия в итоге и воспользовалась: российские представители в ЮНЕСКО обратились в Комитет всемирного наследия с просьбой оценить ситуацию с косой и в случае необходимости включить механизмы Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. В данной конвенции, помимо прочего, говорится: «Комитет всемирного наследия призывает государства – стороны Конвенции сообщать Комитету, через Секретариат, о своих намерениях предпринять или разрешить на территории, охраняемой согласно Конвенции, крупномасштабные восстановительные или новые строительные работы, которые могут оказать воздействие на выдающуюся универсальную ценность объекта. Уведомление необходимо направить в кратчайшие сроки (например, до подготовки проектов основных документов для конкретных проектов) и до принятия любых решений, которые было бы трудно отменить, чтобы Комитет мог оказать содействие в поиске соответствующих решений, гарантирующих полную сохранность выдающейся универсальной ценности объекта». Литва является страной – членом ЮНЕСКО, она подписалась под основными документами организации, включая и Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия. Кейсы с мостом и СПГ-терминалом идеально подпадают под процитированный выше пункт конвенции. Однако никакой работы по линии ЮНЕСКО литовские власти принципиально не вели. И вот результат. Проблема с литовским мостом на Куршскую косу была включена в повестку 38-й сессии Комитета всемирного наследия, проходившей летом этого года в Дохе, попала в итоговый протокол сессии – теперь Литва находится на особом учёте ЮНЕСКО. «Хотя предполагается, что мост и порт будут находиться за пределами непосредственно косы, это может оказать сильное воздействие на высокочувствительную косу, причём не только в визуальном плане. Мост позволяет получить нерегулируемый доступ к косе, тогда как порт может повлиять на морские течения и движение волн, что может ещё больше дестабилизировать дюны. Комитету рекомендуется предложить государству-участнику приостановить работы по обоим проектам вплоть до полной оценки общего развития Клайпеды относительно проектирующегося объекта», — говорится в итоговом протоколе сессии в Дохе о проекте литовского моста. «Также отмечено, что работа по строительству терминала сжиженного газа начата несмотря на то, что не было проведено ни одной из проверок, запрашивавшихся Комитетом. Учитывая, что положительное отношение к развитию этих проектов у руководства Клайпеды не совпадает с оценками, преобладающими у руководства двух национальных парков, данный вопрос должен быть рассмотрен в ходе скорейшей мониторинговой миссии», — говорится там же о проекте СПГ-терминала. В этом месяце в Литву для изучения проектов строительства моста и терминала в опасной близости от Куршской косы должна приехать инспекция ЮНЕСКО. Как отреагировали на эти новости представители официального Вильнюса? В своей неподражаемой манере: они и решение ЮНЕСКО связали с геополитическими кознями «руки Москвы». Директор Департамента охраняемых территорий и ландшафтов Министерства окружающей среды Видмантас Бязарас заявил, что это в бльшей степени последствие геополитических процессов, стремление остановить объект, важный для энергетической независимости Литвы, а не забота о Куршской косе. Впрочем, литовскому руководству в плане репутации терять уже нечего: в мире давно уже привыкли, что «страну одной проблемы» регулярно прорывает на истерики против России. Попадание в итоговый протокол Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО стало всего лишь очередным пятном на этой репутации.Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО признал литовский проект строительства моста на Куршскую косу угрозой для этого уникального объекта всемирного наследия. В этом месяце в Литву для изучения проектов строительства моста, а также терминала сжиженного природного газа в опасной близости от Куршской косы должна приехать инспекция ЮНЕСКО. Разговоры о строительстве моста на литовскую часть Куршской косы, который должен будет соединить косу с Клайпедой, велись много лет. В очередной раз эта тема возникла в начале этого года, когда литовские власти вновь предложили отказаться от паромов. С точки зрения экологической безопасности уникального природного объекта эта идея крайне неоднозначна: у неё есть и сторонники, утверждающие, что действующие паромы вредят экосистеме Косы гораздо больше, чем может повредить будущий мост, и противники, считающие, что любое усиление антропогенного воздействия на хрупкую полоску песчаной суши может её уничтожить. Важно отметить, что точки зрения в этом споре не зависят от гражданства отстаивающих их экологов. Например, в поддержку литовских планов высказался заслуженный российский эколог, руководитель рабочей группы по охране окружающей среды в Общественной палате Калининградской области Феликс Алексеев. А категорически против — представитель Литовской Республики в ЮНЕСКО Арунас Гелунас, пророчески заявивший в начале года: «ЮНЕСКО на это отреагирует, а в итоге будет направлена международная миссия экспертов, которая установит размер воздействия и ущерба». Директор российского национального парка «Куршская коса» Анатолий Калина однозначной позиции по этому вопросу не высказал, сказав лишь, что надеется, что решение литовской стороны о реализации проекта будет взвешенным и продуманным. А вот его коллега с литовской стороны была далеко не так дипломатична: по мнению Аушры Фесер, реализация правительственных планов приведёт к потере первозданности территории и поставит уникальный природный объект в один ряд с такими растиражированными туристическими курортами, как Паланга или Швянтойи. Вот у кого бы литовским и не только политикам поучиться цивилизованно себя вести, корректно обсуждать с другими сложные вопросы и по-человечески общаться с иностранными коллегами, так это у научного сообщества. Но нет: в ответ на все сомнения своих и иностранных граждан литовское руководство заявило, что это всё российская пропаганда и козни Кремля, который пытается сорвать строительство СПГ-терминала в Клайпеде; Клайпеда и Нида под литовской юрисдикцией, Литва – независимое государство, поэтому что хотим там, то и воротим. А ведь все без исключения эксперты, что российские, что литовские, вне зависимости от своих позиций по строительству моста и опасности для Куршской косы СПГ-терминала сходились на том, что любые инфраструктурные проекты на Куршской косе должны планироваться при тщательном экологическом мониторинге, с созданием международных рабочих групп, в которые обязательно должны быть приглашены научные работники. Всё это должно делаться в процессе межгосударственных консультаций Литвы и России, потому что коса – единый природный комплекс, который невозможно по-разному оберегать по две стороны ро
23a2
ссийско-литовской границы, а в плане всемирного наследия это сфера совместной ответственности двух стран. По этой же причине всемирного наследия все проекты, затрагивающие Куршскую косу, должны контролироваться ЮНЕСКО. Опять же, об этом в один голос говорили и российские, и литовские эксперты. «Когда мы говорим о Куршской косе, то должны понимать её хрупкость и уязвимость. Знаю, что экскурсоводы на косе в некоторых местах просят туристов снимать обувь. Речь идёт об узкой песчаной полосе. Поэтому я тоже опасаюсь. Но чтобы эти опасения и недоверие к мосту рассеялись, нужно выложить на всеобщее обозрение все технические подробности проекта, все выкладки, которые доказывали бы его полную экологическую безопасность», — говорил в интервью RuBaltic.ru профессор Института океанологии РАН им. П.П.Ширшова, член Академии подводных искусств и наук США Анатолий Сагалевич. Литовская сторона этого, разумеется, не сделала. «Не хотелось бы для Куршской косы такой судьбы, чтобы нас склоняли как плохой пример. К тому же, Куршская коса попала в списки ЮНЕСКО как общий объект Литвы и России — я думаю, что это даст России возможность тыкать в нас пальцем и говорить, что мы нарушители», — утверждал представитель Литвы в ЮНЕСКО Арунас Гелунас. Этой возможностью Россия в итоге и воспользовалась: российские представители в ЮНЕСКО обратились в Комитет всемирного наследия с просьбой оценить ситуацию с косой и в случае необходимости включить механизмы Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. В данной конвенции, помимо прочего, говорится: «Комитет всемирного наследия призывает государства – стороны Конвенции сообщать Комитету, через Секретариат, о своих намерениях предпринять или разрешить на территории, охраняемой согласно Конвенции, крупномасштабные восстановительные или новые строительные работы, которые могут оказать воздействие на выдающуюся универсальную ценность объекта. Уведомление необходимо направить в кратчайшие сроки (например, до подготовки проектов основных документов для конкретных проектов) и до принятия любых решений, которые было бы трудно отменить, чтобы Комитет мог оказать содействие в поиске соответствующих решений, гарантирующих полную сохранность выдающейся универсальной ценности объекта». Литва является страной – членом ЮНЕСКО, она подписалась под основными документами организации, включая и Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия. Кейсы с мостом и СПГ-терминалом идеально подпадают под процитированный выше пункт конвенции. Однако никакой работы по линии ЮНЕСКО литовские власти принципиально не вели. И вот результат. Проблема с литовским мостом на Куршскую косу была включена в повестку 38-й сессии Комитета всемирного наследия, проходившей летом этого года в Дохе, попала в итоговый протокол сессии – теперь Литва находится на особом учёте ЮНЕСКО. «Хотя предполагается, что мост и порт будут находиться за пределами непосредственно косы, это может оказать сильное воздействие на высокочувствительную косу, причём не только в визуальном плане. Мост позволяет получить нерегулируемый доступ к косе, тогда как порт может повлиять на морские течения и движение волн, что может ещё больше дестабилизировать дюны. Комитету рекомендуется предложить государству-участнику приостановить работы по обоим проектам вплоть до полной оценки общего развития Клайпеды относительно проектирующегося объекта», — говорится в итоговом протоколе сессии в Дохе о проекте литовского моста. «Также отмечено, что работа по строительству терминала сжиженного газа начата несмотря на то, что не было проведено ни одной из проверок, запрашивавшихся Комитетом. Учитывая, что положительное отношение к развитию этих проектов у руководства Клайпеды не совпадает с оценками, преобладающими у руководства двух национальных парков, данный вопрос должен быть рассмотрен в ходе скорейшей мониторинговой миссии», — говорится там же о проекте СПГ-терминала. В этом месяце в Литву для изучения проектов строительства моста и терминала в опасной близости от Куршской косы должна приехать инспекция ЮНЕСКО. Как отреагировали на эти новости представители официального Вильнюса? В своей неподражаемой манере: они и решение ЮНЕСКО связали с геополитическими кознями «руки Москвы». Директор Департамента охраняемых территорий и ландшафтов Министерства окружающей среды Видмантас Бязарас заявил, что это в бльшей степени последствие геополитических процессов, стремление остановить объект, важный для энергетической независимости Литвы, а не забота о Куршской косе. Впрочем, литовскому руководству в плане репутации терять уже нечего: в мире давно уже привыкли, что «страну одной проблемы» регулярно прорывает на истерики против России. Попадание в итоговый протокол Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО стало всего лишь очередным пятном на этой репутации.
Добавить комментарий